Авиакатастрофу с большим количеством жертв удалось предотвратить авиадиспетчеру Московского центра автоматизированного управления воздушным движением. Если бы не его четкие действия, то в небе над Подмосковьем исчислялось бы сотнями. Фактически, у диспетчера Ильи Каракулова была лишь секунда, чтобы предотвратить жуткую трагедию.
Как сегодня стало известно, авиакатастрофа чуть не произошла 24 апреля недалеко от населенного пункта Черусти, в Шатурском районе Московской области. Тогда едва не столкнулись Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Москва — Самара и Boeing, летевший во Владивосток. На борту обоих самолетов было примерно 300 пассажиров.
По словам главы Росаэронавигации Александра Нерадько, самолет одной из ведущих российских авиакомпаний Ту-154, взлетев из Внуково, набирал высоту с выпущенными шасси. Из-за этого лайнер начал терять скорость. Нередько отметил, что такая ситуация могла бы завершиться плоским штопором, из которого большой гражданский самолет уже не сумел бы выйти и столкнулся бы с Boeing, летевшим из Домодедово по этому же воздушному пути, но ниже и на удалении 4 километров.
Фактически, у диспетчера Ильи Каракулова была лишь секунда, чтобы предотвратить катастрофу, а сам инцидент по сближению двух самолетов длился 15 секунд. Стоит отметить, что быстро принять правильное решение Каракулову помогло оборудование — современная резервная система слежения полетов, установленная в Московском центре автоматизированного управления. На ней было четко видно, как Ту-154 начал снижаться.
«Сейчас над расследованием инцидента работает комиссия. Пока мы не можем сказать, когда эта работа закончится», — сказал источник в Росавиации. При этом он отметил, что до конца расследования авиакомпания, которой принадлежит Ту-154, наказана не будет. Экипаж самолета отстранен от полетов. Не исключено, что Илью Куракулова представят к награде, по крайней мере, такое предложение сделал Геннадий Курзенков , глава Росавиации.
Чтобы понять каковы могли бы быть масштабы предотвращенной трагедии, стоит вспомнить печально известную катастрофу над Боденским озером, случившуюся летом 2002 года.
1 июля недалеко от города Юберлинген, около Боденского озера Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся с Boeing −757. В результате погибли пассажиры обоих самолётов, большинство из которых были дети, летевшие на отдых в Испанию.
Управлением воздушного движения в этом районе занималась швейцарская компания Скайгайд. В роковую ночь в диспетчерском центре работали только два авиадиспетчера. Незадолго до столкновения один из них ушёл на перерыв.
Оставшийся диспетчер Питер Нильсен, который в одиночку должен был следить за двумя терминалами, слишком поздно заметил, что два воздушных судна опасно сближаются. Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию и передал экипажу российского самолёта команду снижаться.
Однако из-за недопонимания между экипажами лайнеров и диспетчером, ошибочных сведений Нильсена о местонахождении Boeing, катастрофы избежать не удалось.
Как позже показала расшифровка черных ящиков, некоторые из членов экипажа Ту-154 были введены в заблуждение сообщением диспетчера и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране автоматической системы предупреждения опасных сближений ( TCAS ). Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. При этом никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.
В последние секунды пилоты обоих самолётов попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но… Ту-154 и Boeing врезались друг в друга почти под прямым углом.
Вертикальный стабилизатор Boeing ударил по фюзеляжу российского самолёта. Ту-154 развалился в воздухе на несколько частей, они упали в окрестностях Юберлингена. Boeing, лишившийся стабилизатора, потерял управление и тоже разбился. Все пассажиры погибли.
Несмотря на вышесказанное, авиационный психолог Алексей Герваш заметил «Правде.Ру», что людям не стоит боятся самолётов. «Согласно статистике, шанс погибнуть в авиакатастрофе один на 10 миллионов. К слову сказать, возможность умереть от удара сосулькой по голове в полтора раза выше», — сказалваш.